Живи безопасно!
Живи безопасно!
Факторы формирования психологической зависимости от компьютерной игры в подростковом возрасте
Еще недавно нас пугали от социальных сетей подрастающего поколения, потом интернет зависимость, теперь очередь дошла до игровой зависимости. В других странах, зависимости от компьютерных игр также вызывает большие опасения у врачей и психологов. Среди зависимых подростков наблюдается ценностно-ориентационное единство, они больше склонны к образованию общности, т.к. их ответы на вопросы имели много общего, по сравнению с независимыми. Отличия в мироощущении зависимыми и независимыми, наблюдаются, прежде всего, в широте кругозора. У зависимых ограниченный веер деятельности, что в дальнейшей жизни может привести к серьезным социальным проблемам.
Факторы формирования психологической зависимости от компьютерной игры в подростковом возрасте нами были выявлены на основании анализа теоретического изучения особенностей влияния компьютерных игр на психическое развитие личности в подростковом периоде. В качестве основных показателей развития нами были выделены показатели предложенные Л.С.Выготским, а именно ведущая социальная ситуация развития, ведущая возрастная потребность, ведущий витд деятельности и психические новообразования. Особенность создания условий для психического развития лиц подросткового возраста мы выделим в таблице №4. «характеристика компьютерной игры и её влияние на психическое развитие подростков».
Таблица 4
Влияние компьютерной игры на психическое развитие подростков
Общая Характеристика Показатели психического развития младшего
характеристика компьютерной школьника по Л.С.Выготскому.
составляющей игры
игры
©© Рахимова И.И., 2014 г.
Ведущая Ведущая Вед.
деятельность. потребность Новообразовани
(общение с (в я (развитие
ровесниками самостоятельности) познавательной
одного пола) активности,
самооценочные
суждения,
развитие
контроля за
поведением,
освоение
учебной
деятельностью,
система оценок,
самооценка, Я
Концепция. Кто
Я? Какой Я?.
вид является её Общение Удовлетворяется Активность, Я
деятельности. формой в строиться при поскольку ориентир Концепция.
условных коллективном делается на
ситуациях, посящении отстаивание своей
направленная мест независимости в
на компьютерны игре.
воссоздание и х игр.
усвоение
общественног
о опыта,
фиксированно
го в
социально
закрепленных
способах
осуществлени
я предметных
действий, в
предметах
науки и
культуры.
воспроизводятс В В С амо стоятельно Усвоение норм и
я нормы зависимости компьютерны выбирает стиль стереотипов
человеческой от качества х играх общения, через социальных
жизни и игры представлены выбранного героя отношений
деятельности воспроизводя стереотипные игры.
подчинение тся нормы отношения.
нормам, человеческой Шаблоны
представленны жизни и позволяют
м в игре деятельности. освоить
обеспечивает Четкое некоторые
познание и обозначение стороны
усвоение правил, норм общения.
предметной и обеспечивает
социальной познание и
действительнос усвоение
ти. предметной и социальной действительн ости. Все зависит от качества и разработчика игр. Возрастной цензуры.
интеллектуальн Стимулирует Общение Осуществление Определение
ое развитие развитие посредством самостоятельного индивидуальног
личности. познавательно игры. выбора. Развитие о стиля
й активности, Коллективное эмпатии к герою мыслительной
саморегуляти взаимодейств игры. Согласование деятельности.
вных ие через ролей. Возможен Предпочтение
процессов, героев игры. конфликт выбора. коллективного
познавательн Отношение взаимодействие
ых процессов: ролей. в отличии от
внимания, индивидуальной
памяти, деятельности и
мышления. наоборот.
Хуже влияет Формирование
на тактики,
эмоциональну стратегии и типа
ю сферу, саморегуляции.
ощущения,
восприятие.
эмоциональное Тормозит Эмоциональн Потребность в Самостоятельно
развитие развитие ое восприятие эмоциональном е регулирование
личности. эмоционально ситуаций, напряжении и поиск поведения.
го интеллекта. понимание снятия этого Определение
Скудность скрытого напряжения. роли
проявления смысла Переживание эмоциональной
некоторых эмоциональн полного спектра составной
эмоциональн ых эмоций. Заражение деятельности.
ых состояний, отношений. эмоциями Развитие
истощение, Проживание участников игры. потребностно -
застревание эмоций мотивационной
на одном типе связанных с системы.
реагирования. игрой и с
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. Удовольствие достижениям и. Ненормотивн
Неудовольств
ие. Связь ая лексика как
одностороння средства
я. снятия
эмоционально го напряжения.
нравственное Косвенно, Особенность Проходит спонтанно Влияет на
развитие через героев формировани без контроля и формирование
личности. игры. я оценки со стороны. образа
Носимые нравственных Это основа для идеального Я,
ценности. связей зависят искажения морали и морали, идеала.
Выполнение от игры. изменения системы Системы
миссии, Нравственный ценностей, идеала. ценностей.
спасти, выбор Зависит от качества
помочь и т.д. осуществляет игры.
Обратная самостоятель
связь в виде но, но без
дивидендов, контроля и
бонусов, оценки
очков. Ради поступков со
чего стороны
совершаются взрослых
действия. остается без
Двойственнос внимания
ть отношений. негативная,
Обратная неприемлемая
связь сторона
отсутствует поступка,
не которая может
подкреплена стать частью
соответствую Я концепции
щими подростка и
эмоциями. средством для самоутвержде ния. Например грубое отношение к Женщине., старику, младшему, безоружному и т.д.
Игра связана с Есть связь с Освоение Получение Развитие
ориентировочн ориентировоч стереотипным удовольствия от саморегулятивн
ой ной и формами контроля за ых процессов в
деятельностью. деятельность поведения поведениями героя игровой
Это ю, позволяют игры, тогда как в деятельности не
деятельность в ограничивает развивать реальной жизненной всегда
которой ся поведением уверенность ситуации может переносятся на
складывается и заданными во наблюдаться реальные
совершенствуе рамками взаимодейств импульсивность отношения.
тся управление возможностям ии с поведения. Требуется
поведением._ и ПК. Контроль за физическим состоянием. Гиподинамия. ровесниками. вмешательство со стороны значимых взрослых.
В игре Косвенно. Развитие Потребность в Актуализация
происходит Трудности общения в самостоятельности. потребности в
формирование социализации игре. общении.
произвольного Актуализация Возможно
поведения общения со трудности
личности, её сверстниками социализации.
социализация. одного пола.
Общения
опосредованн
ое игровой
деятельность
ю. Общие
интересы
Проведенный теоретический анализ изучения специфических особенностей компьютерной игры, как вида деятельности в плане влияния на психическое развитие человека подросткового возраста, позволяет определить как положительные, так и негативные её составные и тем самым выделить существенные предпосылки для формирования зависимости от компьютерной игры в подростковом возрасте.
Подростковый возраст является специфически сложным периодом бурного роста и созревания ребенка, периодом впитывания и анализа всего происходящего в жизни. Подростковая психология наиболее изученный период возрастной психологии (авторы), но наиболее проблемный в плане практической реализации разработанных коррекционных и реабилитационных программ. Каждый подростковый период имеет свои исторические основания развития. Развитие компьютерной индустрии приходиться на начало 21 столетия, следовательно современные подростки имеют возможность и перспективы освоения этих технологий в отличие от их сверстников 10 - 15 лет назад. Наличие данного опыта взаимодействия свидетельствует о том, что наличие доступа к информационным технологиям становиться доступным для каждого. В подростковой среде интерес к компьютерным технологиям более всего развит в подростковой среде нежели в среде младших школьников. Для подростка важны не столько характеристики компьютерной игры самой по себе, сколько характеристики её престижности среди сверстников. Престижность тех или иных героев компьютерных игр, определяется социальным предпочтением выбором большинства сверстников одного пола при ориентации на выбор лиц юношеского возраста. Интерес к миру взрослых, начинается с интереса к миру юношеского возраста (мода, идеалы, ценности). Современный подросток в качестве идеала выбирает лицо юношеского возраста и стремиться копировать его поведение. Особое место отводиться СМИ - киноиндустрия совместно с разработчиками игр создают игры, преследующие не сколько развивающий, сколько коммерческий интерес. Это не случайно, так как обучающие программы, выполняемые на высоком техническом уровне требуют больших вложений и не всегда окупаются, тогда как индустрия развлечений имеет не дорогие игры рассчитанные на на разных потребителей.
Компьютерная игра как вид исторически сложившейся деятельности в современном мире имеет престиж. Подростка не удивляет разнообразие игр. Большинство подростков предпочитают коллективные компьютерные игры, посещение игровых компьютерных залов и обсуждение игр с ровесниками одного пола. В современном мире влечение к компьютерным технологиям, отстаивание своих предпочтений является одной из форм борьбы за самостоятельность. Подросток болезненно переживает отлучение от компьютера в силу того, что воспринимает это как преграду для самостоятельности. В тех семьях, где игру не возводят в ограничения идет прогресс в освоение новых технологий. Компьютерная игра в силу того, что имеет социальную природу отражает тенденцию социальных отношений. Наличие той или иной технологии свидетельствует о статусном положении подростка, что определяет его значимость в глазах ровесников. А это не маловажно. Жесткое ограничение социального плана в возможности использовать компьютерные технологии. Непонимание, со стороны родителей
необходимости той или иной технологии для развития статуса подростка. Потребность в новых технологиях, как возможность завоевания статусного положения в глазах сверстников. Искажения в формировании Я концепции идеального и реального образа Я. Значение статусного положения среди сверстников для формирования самооценки подростка. Общение строиться при коллективном посящении мест компьютерных игр. Ведущая потребность удовлетворяется поскольку ориентир делается на отстаивание своей независимости в игре. Активность.
В зависимости от качества игры воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Четкое обозначение правил, норм обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности. Все зависит от качества и разработчика игр. Возрастной цензуры, ограничения. В компьютерных играх представлены стереотипные отношения. Шаблоны общения позволяют подростку освоить некоторые стороны общения. При использование компьютерной игры самостоятельно выбирает стиль общения, через выбранного героя игры. Усвоение норм и стереотипов социальных отношений способствует вхождение в значимый круг общения со сверстниками.
Интеллектуальное развитие личности. Стимулирует развитие познавательной активности, саморегулятивных процессов, познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Хуже влияет на эмоциональную сферу, ощущения, восприятие. Общение посредством игры. Коллективное взаимодействие через героев игры. Отношение ролей, а не реальных подростков. Осуществление самостоятельного выбора партнера по игре. Развитие эмпатии к герою игры. Согласование ролей. Возможен конфликт выбора. Определение индивидуального стиля мыслительной деятельности. Предпочтение коллективного взаимодействие в отличии от индивидуальной деятельности и наоборот. Формирование тактики, стратегии и типа саморегуляции эмоциональное развитие личности. Тормозит развитие эмоционального интеллекта. Скудность проявления некоторых эмоциональных состояний, истощение, застревание на одном типе реагирования. Удовольствие - Неудовольствие. Связь односторонняя. Эмоциональное восприятие ситуаций, понимание скрытого смысла эмоциональных отношений. Проживание эмоций связанных с игрой и с достижениями. Ненормотивная лексика как средство снятия эмоционального напряжения Потребность в эмоциональном напряжении и поиск снятия этого напряжения. Переживание полного спектра эмоций. Заражение эмоциями участников игры. Самостоятельное регулирование поведения. Определение роли эмоциональной составной деятельности. Развитие потребностно -мотивационной системы. нравственное развитие личности. Косвенно, через героев игры. Носимые ценности. Выполнение миссии, спасти, помочь и т.д. Обратная связь в виде дивидендов, бонусов, очков. Ради чего совершаются действия. Двойственность отношений. Обратная связь отсутствует не подкреплена соответствующими эмоциями. Особенность формирования нравственных связей зависят от игры. Нравственный выбор осуществляет самостоятельно, но без контроля и оценки поступков со стороны взрослых остается без внимания негативная, неприемлемая сторона поступка, которая может стать частью Я концепции подростка и средством для самоутверждения. Например, грубое отношение к Женщине, старику, младшему, безоружному и т.д. Проходит спонтанно без контроля и оценки со стороны. Это основа для искажения морали и изменения системы ценностей, идеала. Зависит от качества игры. Влияет на формирование образа идеального Я, морали, идеала. Системы ценностей. Игра связана с ориентировочной деятельностью. Это деятельность в которой складывается и совершенствуется управление поведением._ Есть связь с ориентировочной деятельностью, ограничивается поведением заданными рамками возможностями ПК. Контроль за физическим состоянием. Гиподинамия. Освоение стереотипными формами поведения позволяют развивать уверенность во взаимодействии с ровесниками. Получение удовольствия от контроля за поведениями героя игры, тогда как в реальной жизненной ситуации может наблюдаться импульсивность поведения. Развитие саморегулятивных процессов в игровой деятельности не всегда переносятся на реальные отношения. Требуется вмешательство со стороны значимых взрослых. В игре происходит формирование произвольного поведения личности, её социализация осуществляется косвенно. Трудности социализации Развитие
общения в игре. Актуализация общения со сверстниками одного пола. Общения опосредованное игровой деятельностью. Общие интересы Потребность в самостоятельности Актуализация потребности в общении. Возможно трудности социализации.
При оптимально рациональном распределении видов деятельности не наблюдается уход от реальных отношений. В случае наличия трудностей социализации и эмоциональном нарушении потребностного цикла наблюдается искаженное восприятие реальных отношений. Конфликты с Учителями, родителями. Побеги из дома, прогул уроков, воровство. Зависимость Потребность в самостоятельности при негативном настрое подростка способствует изменению мотивационной сферы. При оптимално рациональном распределении видов деятельности, имеется тенденция к развитию саморегулятивных процессов в противном случае может иметь место формирования зависимости.
Теоретический анализ процесса влияния компьютерной игры на психическое развитие подростков позволяет сделать следующее заключение относительно факторов формирования зависимости. В отличие от младшего школьного возраста в подростковый период зависмость от компьютерной игры кроется в самой игре. А именно игровое пространство и возможность его организации является наиболее привлекательным средством удовлетворения ведущей потребности в общении и взаимодействии со сверстниками. В играх отражающих социальные отношения взрослых подросток черпает шаблонное поведение и тем самым делает для него доступным мир взрослых отношений. Следовательно, подросток предпочитает играть в коллективе, в нем он занимает то или иное статусное положение. Доступ к компьютерным технологиям возможен при определенном материальном уровне, отсюда и специфическая организация группового взаимодействия. Так, девочки подростки предпочитают игры связанные с гендерными стереотипами, соответственно мальчики подростки предпочитают игры с выраженными маскулинными признаками.
Основной уязвимой стороной психического развития становится эмоциональная и нравственная. Страдают также отношения со Взрослыми, родителями. Родители часто обвиняют подростков играющих в компьютерные игры в Лени и отсутствии трудовых навыков.
Усугубление трудностей социализации и эмоциональном нарушении потребностного цикла способствует искажению восприятие реальных отношений. Потребность в самостоятельности при негативном настрое подростка способствует изменению мотивационной сферы. Конфликты с Учителями, родителями. Побеги из дома, прогул уроков, воровство. Усиление зависимости. Чувство одиночество и неприятие окружающих, уязвимость самооценки низкая фрустрационная толерантность. Возникает необходимость в разработке коррекционных мероприятий по преодолению вышеуказанных показателей искажения развития.
Литература
1. Войскунский А.Е. Психологическая характеристика потенциально негативных последствий применения компьютерных технологий Молодежь в компьютерно-игровых и интернет-центрах: Сб. методич. матер.(по итогам круглого стола). - М.: Арк центр, 2004. - с. 33-37. 2. Дубровский Е.Н. Новая реальность: человек и компьютер Полигнозия - Москва, 2003. -№3. - с. 20-32.
3. Nake F. Human - computer interaction: signs and signals interfacing Language of Desin, 1994.-Vol.2.-Pp. 193-205.