Инструменты пользователя

Инструменты сайта


статьи_текст_для_генерации:логирование_выхода:статья3

Проблемы девиантного поведения школьников

Количество школьников, которых выделяет девиантное поведение, к сожалению, с каждым годом значительно увеличивается. Все это оттого, что увеличивается число провоцируемых факторов, которые и способствуют формированию отклоняющегося поведения.

Само понятие «девиантное» произошло от латинского с1еу1айо -отклонение.

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

Итак, рассмотрим, что же такое девиантное поведение. Девиантное, или отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым нормам общества. Права и нравственности.

Отклоняющееся поведение довольно сложно по своей природе и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами [1, 51 ]. Среди них самыми важными можно назвать следующие факторы.:

Биологический фактор - неблагоприятные физические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, инвалидность в любых ее проявлениях).

Психологический фактор - психопатологии и особенности характера ребенка. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях настроения и повышенной возбудимости нервной системы, что приводит к неадекватной реакции подростка.

Социально-психологический фактор - он выражается в дефектах семейного, школьного или общественного воспитания, в основе которого лежит - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящих к нарушению процесса их социализации. Ярким примером могут являться неблагополучные семьи, либо определенные стили семейных отношений, приводящие к формированию отклоняющегося поведения, а именно:

- дисгармоничный стиль воспитания и внутрисемейного отношения, когда нет выработанного единого подхода к ребенку, общих требований к нему;

- конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в результате развода, либо длительного раздельного проживания детей и родителей;

- ассоциальныи стиль воспитания в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематические употребления алкоголя, наркотиков, проявления жестокости и насилия в отношении ребенка [2,122].

При анализе семьи и ее воздействия на психосоциальное развитие ребенка мы можем увидеть, что у большей группы детей нарушены условия ранней социализации. В связи с этим нельзя отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучив обстановки в его семье.

Социально-экономический фактор - включает в себя социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной его части, безработицу и, как следствие, социальную напряженность.

Морально-этический фактор - проявляется в пониженной моральной нравственности общества, отсутствия системы ценностей, которая бы оказывала положительное влияние на развитие личности подростка.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия жизни, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы исчерпали себя или недоступны [4, 55].

Как же можно вычислить подростка с «отклонением» из толпы прочих?

Каждый девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над одногодками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний. Так же не редко, что подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, другихакадемическихили неформальных группах. У современных подростков из неформальных групп можно заметить потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как «пустота», «скука», «тоска», «проскальзывание жизни». Причем, неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой «уличной» субкультуры,являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, и подростковой бандой.

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихий-

но, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация.

Как было сказано ранее, огромное влияние на формирование поведения подростка оказывает его «первичная» среда - семья. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению. Многие подростки по своему образу жизни и поведению подражают взрослым, особенно родителям. В итоге, большинство подростков курят, пьют, употребляют наркотики, токсические; вещества. И что вполне характерно, доля подростков, потребляющих психоактивные вещества, наиболее высока среди выходцев из семей, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Сам подросток стремится в круг людей, где его поймут и поддержат, где ему будет комфортно. И если у детей без «отклонений» этим кругом является, в первую очередь, полноценная нормальная семья, то у девиантного подростка этим кругом становятся «уличные» друзья, неформальные объединения, группы людей по интересам и прочие современные образования молодежи [3,206].

Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении ребенка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений [5, 71].

В заключение хочется отметить, что, к большому сожалению, девиантное поведение у подростков в современном мире уже не редкость и встречается повсеместно. По неутешительным данным можно сказать, что количество неблагополучных семей не уменьшается, а следовательно, и детей с «отклонениями» меньше не становится. Падение жизненного уровня большой части населения, ухудшение криминогенной ситуации, - основные причины утраты многими российскими семьями социализирующего потенциала,воспитательной роли. Среди 7-летнихбеспризорных курят каждый четвертый, среди 8-летних - каждый вто-

LO

гН

О си

ь-

Q-<

=7^

Ё

77

рой, а среди 15-18-летних 90%. Эти неутешительные цифры заставляют о многом задуматься, в том числе и о том, что когда-то эти же подростки заведут семьи, которые попадут под категорию «неблагополучные».

Примечания:

1. Джесси Рассел. Девиантное поведение. - М. : Книга по Требованию, 2012. - 94 с.

2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

3. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. - СПб.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 с.

4. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением Перспективы науки и образования. -2013.-С. 54-60. 5. Хапаев И.Б., Павлюк C.B. Основные факторы воздействия на социальную среду современной молодёжи Наука в современном обществе : материалы V Международной конференции. -Ставрополь : Логос, 2014. - С. 70-73.

6. Устюгова И. А., Сухогузова И. Г. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы, социально-психологические тренинги. - М. : Учитель, 2014. - 148 с.

статьи_текст_для_генерации/логирование_выхода/статья3.txt · Последнее изменение: 2024/02/19 15:16 — user