Живи безопасно!
Живи безопасно!
Предупреждение террористических актов на объектах системы образования
Предупреждение терроризма — одно из важнейших направлений деятельности учебных заведений. В статье рассматривается комплекс мероприятий, направленных на предотвращение террористического акта на объектах образования. Даны практические рекомендации для лиц, ответственных за антитеррористические мероприятия.
Ключевые слова: противодействие терроризму, антитеррористические мероприятия, система образования.
В последние годы ведется обширная дискуссия по вопросу профилактики экстремизма и терроризма в учебных заведениях. И если в первое время предполагалось проводить подобную работу только в высших учебных заведениях, то сегодня пришло осознание необходимости начинать ее на более ранних ступенях образования. В результате в школы и средние учебные заведения был направлен ряд директив, предписывающих проведение определенных мероприятий с учащимися. К сожалению, до сих пор нет ни ресурсов, ни методических рекомендаций по ведению такой работы. В результате вся профилактика свелась к разношерстному набору мероприятий, внедряемых отдельными энтузиастами, осознающими важность такой деятельности. При этом часть учебных заведений принимает данные меры лишь для отчетности, выдавая за профилактику ряд своих плановых мероприятий, которые относятся к другому направлению внеучебной работы.
Данная статья посвящена анализу практической работы, направленной на предотвращение террористических актов, в учебных заведениях.
Зарубежные и отечественные авторы достаточно четко разделяют два понятия: «профилактика экстремизма» и «предупреждение терроризма» [1]. Под предупреждением понимается ряд активных мероприятий, направленных на снижение риска совершения террористического акта на объекте образования. Профилактика трактуется как ряд мероприятий, в том числе имеющих косвенный характер, направленных на снижение уровня радикализации или на де-радикализацию учащихся данного заведения с целью предотвращения создания экстремистских групп или распространения радикальных идеологий. Как видно из приведенных характеристик, это два разных направления работы. Также следует отметить, что когда речь идет о террористической угрозе, то мы говорим о предотвращении терроризма, а когда об экстремизме — именно о профилактике и недопущении дальнейшей радикализации индивидов с последующим созданием ими террористической группы и перехода к активным противозаконным действиям. Существует достаточно много зарубежных разработок и рекомендаций
по предупреждению терроризма, однако они требуют адаптации к российской действительности [2]. Кратко проанализируем состав работы по первому направлению.
Противодействие террористической угрозе включает в себя в первую очередь анализов рисков. На первом этапе необходимо проанализировать все действующие в данном регионе террористические и экстремистские организации. Их можно классифицировать по идеологическому критерию на ультралевые (направленные на совершение революции, призывающие к социальной справедливости), ультраправые (неонацистские, неофашистские и прочие организации, пропагандирующие неравенство и установление диктатуры), религиозные (в первую очередь ряд исламских организаций и представители сектантского движения), сепаратистские (выступающие за автономию или независимость территории) и прочие организации (криминальные, экологические, международные и т. п.). Желательно, чтобы подобный список предоставляли правоохранительные органы и регулярно его обновляли. Но это не исключает возможности проведения подобного анализа лицом, ответственным за профилактику экстремизма лично. Материал для подобного анализа собирается по открытым источникам в сети Интернет.
Наличие в районе функционирования объекта образования подобных организаций, естественно, повышает риск совершения террористического акта и требует принятия адекватных мер. В то же время в районах со спокойной социальной и политической активностью, отсутствием существенных социально-экономических проблем и сформированных устойчивых экстремистских групп риск значительно ниже и мероприятия могут носить упредитель-ный характер. Другими словами, угроза теракта в школе республики Дагестан значительно выше, чем в сельском районе Челябинской области. И предпринимать аналогичные антитеррористические меры, направленные на защиту данного объекта, по крайней мере, нецелесообразно. Необходимо исходить из соотношения материальных затрат, направленных на защиту объекта, и угрозы совершения террористического акта.
Изначально при планировании мер по защищенности объекта следует исходить из предположения, что при любых предпринятых действиях объект все же будет захвачен террористами либо на нем будет произведен взрыв. Достичь 100%-ого уровня защиты невозможно. Поэтому администрация учебного заведения должна ставить следующие задачи: затруднить проникновение
на объект посторонних лиц, устранить возможность установки взрывного устройства в местах скопления учащихся, облегчить действие групп антитеррора, затруднить потенциальным террористам оборону здания и контроль над ним, обеспечить эффективную эвакуацию учащихся при попытке захвата здания или при взрыве. При подобной постановке задач можно обеспечить антитеррористическую защищенность объекта с минимальными материальными затратами.
Выбор террористами объекта атаки поддается рациональному анализу. При выборе террористы используют следующие критерии: наличие собственных ресурсов в данном регионе (люди, способные совершить теракт, оружие, взрывчатка), соответствие планируемого террористического акта целям организации, степень защищенности объекта атаки. Первичный анализ действующих экстремистских групп позволяет нам выявить первый критерий. При анализе следует обращать внимание также на связанные с группой или идеологией даты, так как террористические акты часто соотносятся с некими событиями (день рождения Гитлера, начало депортации народа, день трудящихся, день создания группы, конец священного месяца, приезд в район президента и т. д.). В эти дни риск совершения террористического акта возрастает. В тех районах, где нет действующих экстремистских групп, следует предполагать минимальный уровень риска. Однако он все равно есть, так как существует еще три варианта угрозы. Во-первых, экстремистская группа может быть в стадии образования, и планируемый теракт будет ее первой акцией. Во-вторых, теракт может совершить одиночка, который радикали-зовался через сеть Интернет. В-третьих, теракт может совершить группа из другого региона, приехавшая специально в расчете на низкую антитеррористическую защищенность объекта.
Каждая экстремистская группа имеет идеологию, и ее деятельность соответствует целям данной группы и идеологическим задачам. В результате анализа идеологии можно прогнозировать возможность террористического акта. Например, идеология ультралевой (например, троцкистской) радикальной группы направлена на борьбу с правительством и правоохранительными органами, и гибель детей противоречит их идеологическим принципам. Соответственно, риск нападения на объект образования при наличии такой группы минимален, а совершение взрыва практически исключено. В то же время для ряда сепаратистских или религиозных организаций, чья деятельность предполагает
широкое освещение через СМИ, школа является очень привлекательным объектом.
Наконец, при выборе объекта атаки террористы исходят из рационального принципа соотношения затрат и выгод. Если их разведка говорит о том, что захват данной школы сопряжен с трудностями и требует увеличения количества нападающих, привлечения тяжелого вооружения, а удержать объект достаточно сложно, то с большой долей вероятности будет выбран другой объект. Поэтому администрации учебного заведения нет необходимости делать из школы крепость. Ее задача — создать сложности для террористов, по крайней мере, в сравнении с другими потенциальными объектами атаки. Исходя из вышеперечисленного, работа по антитеррористической защищенности объекта образования может строиться по следующим направлениям.
Затруднение проникновения на объект образования посторонних лиц. Следует понимать, что охрана школ не может оказать сопротивление вооруженным лицам, пытающимся захватить данный объект. Вход в школу — это не блокпост, вооружение у охранников минимальное, и при внезапности нападения шансов у них нет. Их функция — своевременно информировать о нападении и, по возможности, задержать продвижение атакующих, давая возможность эвакуировать школьников. Следовательно, в школах необходимо предусмотреть сигнал террористической тревоги и план действий по эвакуации при данном сигнале. Он должен отличаться от сигнала пожарной тревоги. Также охрана должна видеть либо через видеокамеры, либо непосредственно подход к учебному заведению, чтобы иметь возможность зафиксировать появление и перемещение вооруженных лиц и успеть дать сигнал тревоги. В случае появления террористической группы охрана дает такой сигнал и блокирует вход в здание. С момента появления вооруженных лиц до момента их проникновения в школу пройдет не более 10 секунд, поэтому действия охранников должны быть четкими и скоординированными. Блокировка двери обычно осуществляется путем блокировки замка. Это задержит террористическую группу еще на несколько секунд, что позволит эвакуировать часть школьников.
Кроме работы с охраной и установки блоки-ровщика дверного замка, в рамках данного направления необходимо фиксировать регулярное появление возле объекта посторонних лиц. Это может быть признаком сбора предварительной информации. Планирование террористического
акта достаточно сложное мероприятие, которое подразумевает сбор информации и наблюдение за объектом. Необходимо выявить время смены охранников, слабые места в охране, наличие камер видеонаблюдения, план школы и сектора обстрела, количество учащихся и т. д. Для этого организуется разведывательное наблюдение. Факт постоянного присутствия автомобиля с людьми напротив школы, интерес к системам наблюдения, попытки проникнуть в школу или получить план учебного заведения — все это должно рассматриваться как признаки подготовки террористического акта.
Отдельно следует отметить участившиеся случаи стрельбы, открытой в школе учениками. Как показывает практика, в этом случае охранники не готовы к нападению и предотвратить подобное практически невозможно. Единственным вариантом является создание досмотровых пунктов по принципу аэропорта, что организовать в школе невозможно и нецелесообразно. Для предотвращения подобных случаев гораздо важнее проводить профилактическую работу, направленную на выявление возможности совершения подобных действий на ранней стадии и недопущение «стрелка» к местам скопления учащихся путем создания секторов в школе.
Недопущение взрыва на территории объекта образования. При нормальной работе охраны постороннему лицу проникнуть в школу и установить взрывное устройство затруднительно. Для уменьшения вероятности подобного действия желательно оснастить охрану анализаторами взрывчатки. Скорее всего, взрывное устройство будет пронесено в школу самими учениками — участниками радикального движения. Обычно ученики знают возможные пути проноса запрещенных материалов, и доставка взрывного устройства в школу с большой долей вероятности все равно будет осуществлена. В этих условиях задача администрации учебного заведения заключается в том, чтобы минимизировать последствия возможного взрыва.
Основным поражающим фактором при взрыве является образование осколков. Само безоболочное взрывное устройство, тем более кустарного производства, не нанесет серьезного урона зданию и ученикам. Для предотвращения ущерба следует минимизировать использование стекол в помещениях и коридорах, которые могут при взрыве создать много осколков. Взрыв маломощного устройства в классе также не нанесет серьезного урона, так как парты сыграют роль преграды. Наибольшую опасность представляют осколочные взрывные устройства,
размещенные в месте скопления большого количества учащихся. Именно этим местам следует уделить наибольшее внимание, по возможности оборудовать их видеокамерами наблюдения и не допускать появления там неопознанных предметов. В частности, такими местами могут быть коридоры, где скапливаются ученики на перемене, столовая, актовый зал и школьная территория во время проведения мероприятий. В столовой недопустимо использование урн с широким горлышком, в которое может быть опущено взрывное устройство, перед переменой необходимо производить визуальный осмотр коридора, перед проведением массовых мероприятий — досмотр помещений и урн. По возможности в школах следует избегать применения материалов, дающих большое количество осколков.
Отдельным элементом защищенности объектов образования от взрыва является система защиты пришкольной территории. Существуют две опасности: совершение двойного террористического акта и прорыв к зданию машины со взрывчаткой. В первом случае подрыв малого взрывного устройства, совершенный в школе, служит одной цели — спровоцировать эвакуацию учеников и их сосредоточение в одном месте, где и производится второй, более мощный, взрыв. Данную методику необходимо учитывать и избегать скопления учеников, контролировать подобные места, не допуская установки взрывных устройств. Во втором случае необходимо принять меры по недопущению несанкционированного прорыва на школьную территорию автомобиля. Это необязательно должны быть металлические ворота, так как от тарана грузовика они не спасают. Существуют более экономичные противотаранные методы, например установка дорожных блокираторов.
Затруднение ведения обороны здания. При выборе объекта для захвата террористы исходят не только из того, насколько легко захватить данный объект, но и из того, насколько легко его удержать. Редко террористическая группа имеет в своем составе большое количество боевиков с хорошим вооружением. Соответственно, здание, которое можно контролировать малыми силами, является привлекательной целью. Поэтому школа, обнесенная глухим забором, с маленькими окнами первого этажа и свободными от деревьев и построек подходами являет-
Библиографический список
ся идеальным объектом для террористической группы. Школу это от нападения не защитит, так как при любой охране боевая группа захватит школу за 10-15 минут, а действия группы антитеррора затруднит очень сильно. При планировании антитеррористических мер защиты нужно это учитывать.
Эвакуация учащихся. При попытке захвата здания основной задачей администрации должно стать не сопротивление террористам, а максимально быстрая эвакуация школьников. Чем меньше детей останется в заложниках, тем проще будет действовать группе антитеррора. При этом следует понимать, что всех детей все равно вывести из здания не удастся. Таким образом, должны быть четкие планы эвакуации. У всех учителей должны быть ключи от запасных выходов. В первые минуты террористы не смогут контролировать все выходы, сосредоточившись на центральном входе. Через 20 минут здание будет ими полностью контролироваться, и все выходы будут заблокированы. Поэтому при сигнале «террористическая угроза» все в течение 5-10 минут перемещаются к ближайшим удаленным от центрального входа выходам. При выходе из школы дети разбегаются за пределы школьного двора, не собираясь в группы, так как групповая цель приоритетна. Поведение групп, которые натолкнулись на террористов, должно соответствовать имеющимся правилам поведения заложников. На первых этажах зданий следует предусмотреть эвакуацию через окна, по типу эвакуации из самолетов. Желательно установить в школе решетки, разбивающие коридоры и этажи на сектора. Это позволит задержать перемещение террористов, занимающихся сбором заложников в одном месте. Использование металлических дверей в данном случае нежелательно, так как они могут послужить для террористов огневой точкой и усложнить работу группы антитеррора. В то же время решетки не ограничивают применение огнестрельного оружия против террористов и позволяют осуществлять контроль за учениками в обычное время.
Приведенный выше список является лишь неким каркасом мероприятий. Администрация каждого учебного заведения может ориентироваться на имеющиеся в ее распоряжении ресурсы и модифицировать данную стратегию под собственные нужды.