ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В данной статье характеризуется девиантное поведение школьников. Приведены методические советы и указания, работа коррекционно-педагогическая профилактика девиантного поведения школьников. Ключевые слова: семья, поведение, характер, девиантное поведение, психика, семейное воспитание, эмоционально - волевая сфера, внимание. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в недавнее прошлом распространенный характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов В настоящее время педагоги-психологи, дефектологи, психоневрологи, педиатры проявляют повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Для предотвращения развития девиантного поведения или приостановления его необходимо иметь ясное представление о нем и уметь распознавать его на ранней стадии развития. Решение проблемы девиантного поведения способствует успешному духовному и нравственному развитию общества. Подростки с девиантным поведением не умеют самостоятельно регулировать свою жизнедеятельность и организовать своё время, у них не развито смыслообразование и целеполагание, не сформировано ценностное отношение ко времени. Поэтому следует особое внимание уделить профилактической работе с девиантами, которая должна строиться на конструктивном формировании самоорганизации времени жизни детей и подростков. Выделяют социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются: - сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; - хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье); - конфликты с законом; - изоляция. К индивидуальным проявлениям дезадаптации относятся: - негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция); - завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; - хронический эмоциональный дискомфорт; - неэффективность саморегуляции; - конфликтность или слабая развитость коммуникативных умений; - когнитивные искажения реальности. В связи с этим к основополагающим качествам личности относятся: внутренняя позиция личности по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, личная ответственность за собственное поведение.1 Психология девиантного поведения — психологическая научная дисциплина, изучающая сущность, генез и функционирование поведения, отклоняющегося от общепринятых стандартов и норм (моральных, религиозных, возрастных, этнических и пр.). Такое поведение обусловлено либо дезадаптивным развитием психики и личностных свойств (например, агрессивности, самоуничижения, выученной, беспомощности и пр.), либо гиперспособностями, либо определенным психическим состоянием человека (например, переживанием утраты, депрессией и т.д.). В новейшем психолого-педагогическом словаре дано следующее определение. Девиантное поведение-действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция. В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения 2 Проблемы девиантного поведения носят комплексный характер и разрабатываются специалистами разных психологических направлений, например, таких, как клиническая психология, возрастная и педагогическая психология, юридическая и социальная психология. Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты - табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться н более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению. 1 Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология». - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г. - 32 с. 2 Новейший психолого-педагогический словарь Е.Ц.Рапацевич, А.П. Астахова.- Минск: Современная школа, 2010 - 148с. Часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы. Часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою семью вполне благополучной. Для них правонарушение, совершённое их ребенком -полная неожиданность. Они могут видеть причину этого во влиянии улицы, школы, но очень редко в собственных ошибках в воспитании. Необходимо отметить, что каждая семья являете уникальной системой, и проявление вышеперечисленных признаков может быть различные и многовариантным. Таким образом, ребёнку нужно тепло, человеческое участие, которые ничем не заменишь. Дело не столько в материальном благосостоянии родителей и их высоком положении в обществе, сколько в том, как они так воспитывают своих детей. Там, где детям с раннего возраста прививаются навыки самостоятельности и ответственности, где дети лишаются возможности злоупотреблять заработанными их родителями средствами, где есть теплота и внимание, там дети вырастают нормальными.