Проблемы девиантного поведения школьников Количество школьников, которых выделяет девиантное поведение, к сожалению, с каждым годом значительно увеличивается. Все это оттого, что увеличивается число провоцируемых факторов, которые и способствуют формированию отклоняющегося поведения. Само понятие "девиантное" произошло от латинского с1еу1айо -отклонение. Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью. Итак, рассмотрим, что же такое девиантное поведение. Девиантное, или отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым нормам общества. Права и нравственности. Отклоняющееся поведение довольно сложно по своей природе и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами [1, 51 ]. Среди них самыми важными можно назвать следующие факторы.: Биологический фактор - неблагоприятные физические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, инвалидность в любых ее проявлениях). Психологический фактор - психопатологии и особенности характера ребенка. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях настроения и повышенной возбудимости нервной системы, что приводит к неадекватной реакции подростка. Социально-психологический фактор - он выражается в дефектах семейного, школьного или общественного воспитания, в основе которого лежит - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящих к нарушению процесса их социализации. Ярким примером могут являться неблагополучные семьи, либо определенные стили семейных отношений, приводящие к формированию отклоняющегося поведения, а именно: - дисгармоничный стиль воспитания и внутрисемейного отношения, когда нет выработанного единого подхода к ребенку, общих требований к нему; - конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в результате развода, либо длительного раздельного проживания детей и родителей; - ассоциальныи стиль воспитания в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематические употребления алкоголя, наркотиков, проявления жестокости и насилия в отношении ребенка [2,122]. При анализе семьи и ее воздействия на психосоциальное развитие ребенка мы можем увидеть, что у большей группы детей нарушены условия ранней социализации. В связи с этим нельзя отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучив обстановки в его семье. Социально-экономический фактор - включает в себя социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной его части, безработицу и, как следствие, социальную напряженность. Морально-этический фактор - проявляется в пониженной моральной нравственности общества, отсутствия системы ценностей, которая бы оказывала положительное влияние на развитие личности подростка. Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия жизни, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы исчерпали себя или недоступны [4, 55]. Как же можно вычислить подростка с "отклонением" из толпы прочих? Каждый девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над одногодками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний. Так же не редко, что подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, другихакадемическихили неформальных группах. У современных подростков из неформальных групп можно заметить потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как "пустота", "скука", "тоска", "проскальзывание жизни". Причем, неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой "уличной" субкультуры,являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, и подростковой бандой. У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихий- но, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Как было сказано ранее, огромное влияние на формирование поведения подростка оказывает его "первичная" среда - семья. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению. Многие подростки по своему образу жизни и поведению подражают взрослым, особенно родителям. В итоге, большинство подростков курят, пьют, употребляют наркотики, токсические; вещества. И что вполне характерно, доля подростков, потребляющих психоактивные вещества, наиболее высока среди выходцев из семей, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Сам подросток стремится в круг людей, где его поймут и поддержат, где ему будет комфортно. И если у детей без "отклонений" этим кругом является, в первую очередь, полноценная нормальная семья, то у девиантного подростка этим кругом становятся "уличные" друзья, неформальные объединения, группы людей по интересам и прочие современные образования молодежи [3,206]. Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении ребенка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений [5, 71]. В заключение хочется отметить, что, к большому сожалению, девиантное поведение у подростков в современном мире уже не редкость и встречается повсеместно. По неутешительным данным можно сказать, что количество неблагополучных семей не уменьшается, а следовательно, и детей с "отклонениями" меньше не становится. Падение жизненного уровня большой части населения, ухудшение криминогенной ситуации, - основные причины утраты многими российскими семьями социализирующего потенциала,воспитательной роли. Среди 7-летнихбеспризорных курят каждый четвертый, среди 8-летних - каждый вто- LO гН О си ь- Q-< =7^ Ё 77 рой, а среди 15-18-летних 90%. Эти неутешительные цифры заставляют о многом задуматься, в том числе и о том, что когда-то эти же подростки заведут семьи, которые попадут под категорию "неблагополучные". Примечания: 1. Джесси Рассел. Девиантное поведение. - М. : Книга по Требованию, 2012. - 94 с. 2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 288 с. 3. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. - СПб.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 с. 4. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. -2013.-С. 54-60. 5. Хапаев И.Б., Павлюк C.B. Основные факторы воздействия на социальную среду современной молодёжи // Наука в современном обществе : материалы V Международной конференции. -Ставрополь : Логос, 2014. - С. 70-73. 6. Устюгова И. А., Сухогузова И. Г. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы, социально-психологические тренинги. - М. : Учитель, 2014. - 148 с.